Житейские правила перехода дороги

Многие, кто хоть раз управляли машиной в городских условиях, навсегда меняют отношение к своему поведению при переходе через дорогу. Остальные остаются в полной уверенности, что водитель должен уступить дорогу в любом случае. Масло в огонь подливают бывалые друзья-советчики и различные акции («Водитель, пропусти пешехода»), и пешеход, к большому сожалению, запасается чувством уверенности в своей бессмертности, а не здравыми умозаключениями.

girl_crossing_roadПредставим, что все водители адекватны и рады пропустить пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте или на нерегулируемом переходе. Не всегда можно это сделать. В большинстве случаев водитель двигается на «автопилоте». Поэтому есть все шансы, что водитель не успеет должным образом отреагировать на нестандартную ситуацию. А если внимание и реакция водителя на хорошем уровне, и он-таки решил пропустить пешехода, то где уверенность в реакции следующего водителя.

Пешеход выходит на дорогу, первая машина резко тормозит, следующая не успевает и таранит первый автомобиль, который, в свою очередь, сбивает пешехода. В данной ситуации вина за наезд на пешехода будет лежать исключительно на первой машине. Несправедливо.

Водитель, если Вы пропускаете пешехода и видите, что по параллельной полосе мчится торопыга, включите «аварийку», мигайте фарами, немного поверните автомобиль в сторону следования приближающегося автомобиля.

Другая ситуация. Несколько полос. Пешехода пропускает один водитель, а другой водитель, движущийся по параллельной полосе, не разобравшись в ситуации, сбивает пешехода. Добавляем дождь, лед, снегопад, темное время суток, усталость водителя, отвлекающие элементы — рекламные сооружения, и даже самый лучший водитель-добряк может не успеть отреагировать на действия пешехода.

переход дороги

С регулируемым переходом все немного проще. По идее, водитель должен обратить внимание на цвет светофора, и своевременно начать торможение. С нерегулируемым — чуть сложнее. В правилах ПДД вскользь, но все же регламентирован порядок действия пешехода и водителя: пешеход должен быть уверен, что ему ничего не грозит; а водитель — что ничего не мешает.

Для пешехода: «...На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств» (пункт 4.5 ПДД).
Для водителей: «...Не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость» (пункт 1.2 ПДД).

Что необходимо помнить пешеходу:

  • водитель может не заметить Вас, даже если очень сильно этого захочет;
  • если Вам уступают дорогу, то обязательно посмотрите по сторонам: возможно, по другой полосе мчится машина скорой помощи, полицейская машина, пожарная машина или обычный водитель, которые не придали значения неожиданной остановке «доброго» водителя, уступающего дорогу пешеходу;
  • при всем относительном комфорте машины езда по городу — крайне стрессовое занятие, требующее учета огромного количества факторов. Не нужно проверять на себе возможности водителя.

Что нужно помнить водителю:

  • понятие «пешеход прав, пока он жив» устарело, нежелательные приключения Вам не нужны;
  • пропускайте пешехода, если твердо уверены, что следом не мчится торопыга, который не готов к Вашей остановке;
  • пропуская пешехода на многополосной дороге, постарайтесь дать пешеходу знать, что его ждет опасность на другой полосе. Только сделать это надо очень внятно и аккуратно, чтобы пешеход не рванул с места, неправильно истолковав ваши знаки.

И главное, переход дороги — это просто переход дороги, не способ самовыражения, а просто необходимость в достижении нужного места. Следует помнить главное, что пешеходу ни кто и ни чего не должен. Можно долго махать руками и щеголять знаниями ПДД, но, как минимум, такой подход не снизит вероятность попасть под колеса со всеми вытекающими.

)